Список закупочных отраслей для анализа: обзоры рынков закупок

ТО лифтов и подъемников: анализ тендеров отрасли. Где найти закупки, специфика, требования, риски, стратегии


Авторы обзоров: Степан Мазенцев mazencev.stepan@monitoring-crm.ru, Леонид Ливнев livnev.l@monitoring-crm.ru и Александр Коротаев korotaev@monitoring-crm.ru — эксперты с многолетним стажем в сфере госзакупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. По вопросам сотрудничества пишите на info@monitoring-crm.ru.

 - Где найти тендеры

Где найти тендеры

Поиск подходящих тендеров на техническое обслуживание лифтов и подъемников — ключевой этап для участия в закупках. В России существует несколько основных способов мониторинга закупочных процедур, которые условно можно разделить на официальные и коммерческие.



Официальные источники: Единая информационная система (ЕИС)

Для поиска государственных и муниципальных закупок основным и обязательным к использованию источником является Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru). Именно здесь все госзаказчики в соответствии с законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ обязаны размещать информацию о проводимых тендерах.

44-ФЗ: Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закупки по этому закону проводятся государственными учреждениями, органами власти и бюджетными организациями. Это строго регламентированные процедуры (конкурсы, аукционы, запросы котировок и пр.).
223-ФЗ: Закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Заказчиками по этому закону выступают госкомпании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности (например, ресурсоснабжающие организации, крупные корпорации с долей государства). Процедуры здесь могут быть более гибкими.

Как искать на ЕИС:
1. Перейдите на сайт zakupki.gov.ru.
2. Воспользуйтесь формой расширенного поиска.
3. В качестве фильтра используйте коды ОКПД2: 33.12.21.000 (Лифты), 33.12.22.000 (Эскалаторы), 33.12.23.000 (Пассажирские конвейеры), 45.31.11.000 (Монтаж лифтов) и 45.31.12.000 (Техническое обслуживание лифтов).
4. Дополнительно можно фильтровать по региону, способу закупки, начальной цене и другим параметрам.

Работа с ЕИС бесплатна, но требует времени и внимательности для ежедневного мониторинга и корректной настройки фильтров.



Коммерческие агрегаторы тендеров

Для упрощения и автоматизации поиска существуют коммерческие платформы-агрегаторы. Они собирают информацию не только с ЕИС, но и с сотен других коммерческих площадок, отраслевых и корпоративных портатов, что значительно расширяет базу закупок. Это особенно актуально для поиска тендеров по 223-ФЗ и коммерческих заказов. Мы составили рейтинг наиболее популярных и эффективных сервисов для подрядчиков в сфере ТО лифтов.



TenderGuru.ru (https://www.tenderguru.ru)

Позиция в рейтинге: Лидер.
TenderGuru является одним из самых мощных агрегаторов на рынке. Ключевые преимущества для специалистов по лифтам:
Самая большая база источников: Сервис мониторит более 400 000 сайтов, включая все официальные площадки и коммерческие закупки.
Искусственный интеллект для анализа документации: Уникальная функция, которая помогает анализировать технические задания и документацию. Это критически важно для сложных техников обслуживания, позволяя быстро оценить требования заказчика.
Гибкая система уведомлений: Настройка фильтров по кодам ОКПД2, ключевым словам («ТО лифтов», «ремонт подъемников»), регионам и заказчикам с мгновенной отправкой на email или в Telegram.



Tenderer.ru

Позиция в рейтинге: Самый доступный по цене.
Tenderer предлагает бюджетные решения для мониторинга.
Главное преимущество: Низкая стоимость подписки, что делает его привлекательным для малого бизнеса или индивидуальных предпринимателей, только начинающих путь в тендерах.
Недостаток: Сервис фокусируется на базовом поиске и рассылке, без глубокой аналитики и дополнительных инструментов для анализа вероятности победы.



РОСТЕНДЕР

Позиция в рейтинге: Сбалансированное решение.
РОСТЕНДЕР — это проверенный временем агрегатор с широкой функциональностью.
Преимущества: Удобный интерфейс, большое количество источников, эффективная система фильтрации. Предлагает различные тарифные планы под разные нужды.



КОНТУР

Позиция в рейтинге: Надежный сервис от известного разработчика.
Сервис от компании «СКБ Контур», известной своими бухгалтерскими и юридическими продуктами.
Преимущества: Интеграция с другими сервисами компании (например, проверка контрагентов), высокий уровень надежности и поддержки. Интуитивно понятен пользователям, уже знакомым с экосистемой Контура.



ТЕНДЕРПЛАН

Позиция в рейтинге: Сервис с аналитическим уклоном.
ТЕНДЕРПЛАН не только агрегирует закупки, но и предоставляет инструменты для анализа рынка и заказчиков.
Преимущества: Возможность строить аналитические отчеты, оценивать уровень конкуренции по конкретной закупке, что может быть полезно для формирования стратегии участия.



Заключение

Для систематического и эффективного поиска тендеров на ТО лифтов оптимально использовать комбинацию методов. Регулярно проверяйте ЕИС для полноты картины по госзакупкам, но для экономии времени и получения доступа к широкому спектру коммерческих заказов рекомендуется выбрать один из коммерческих агрегаторов. Для серьезной работы, требующей анализа сложной технической документации, лидером является TenderGuru.

 - Ключевые игроки и уровень конкуренции

Ключевые игроки и уровень конкуренции

Ключевые игроки и уровень конкуренции на рынке технического обслуживания лифтов и подъемников в России

Российский рынок ТО лифтового хозяйства характеризуется высокой степенью концентрации и специфической структурой, сформированной под влиянием регуляторных требований и системы государственных и муниципальных закупок.



Структура рынка и доли игроков

Рынок можно условно разделить на три основных сегмента:

1. Крупные федеральные и межрегиональные компании: На их долю приходится значительный объем рынка, особенно в крупных агломерациях (Москва, Санкт-Петербург, города-миллионники). К ним относятся:
Лифтовые холдинги, входящие в структуры крупных застройщиков (например, «Лифт-Сервис» от ГК «ПИК», «Эталон-Лифт» от ГК «Эталон»). Эти компании изначально получают значительный объем заказов на обслуживание лифтов в построенных ими же домах.
Ведущие независимые операторы, такие как «Мослифт», «Лифт-Комплекс», «Лифт-Сервис» (не связанный с ПИК) и другие. Они обладают разветвленной филиальной сетью и большим парком обслуживаемого оборудования.

2. Региональные и местные компании: Многочисленные средние и малые предприятия, которые доминируют в своих регионах или конкретных муниципальных образованиях. Они часто выигрывают закупки на обслуживание жилого фонда в небольших городах благодаря глубокому знанию местной специфики и более низким ценам.

3. Специализированные сервисные подразделения заводов-изготовителей (OEM-сервис): Такие компании, как «Шиндлер Лифт Рус», «KONE», «Отис» и др. Они традиционно сосредоточены на обслуживании премиального сегмента (бизнес-центры, торговые комплексы, новые жилые проекты с лифтами их марки), где ключевым фактором является сохранение гарантии и использование оригинальных запчастей.



Уровень и особенности конкуренции

Конкуренция на рынке ТО лифтов в России является высокой, но ее характер сильно зависит от сегмента.

Высокая конкуренция в сегменте муниципального жилья: Основной механизм распределения заказов здесь — государственные и муниципальные закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ключевым критерием, как правило, является наименьшая цена контракта. Это приводит к жесткой ценовой борьбе, где часто побеждают местные компании, предлагающие минимальные тарифы. Однако это создает риски снижения качества услуг из-за экономии на запчастях и персонале.

Конкурентная борьба в коммерческом сегменте: При обслуживании объектов коммерческой недвижимости (офисы, ТРЦ) на первый план выходят не только цена, но и репутация подрядчика, наличие квалифицированных специалистов, скорость реагирования, возможность предоставления круглосуточной диспетчерской службы. Здесь конкурируют между собой как OEM-сервисы, так и крупные независимые операторы.

* Специализация и лоббирование: На локальных рынках нередки случаи, когда определенные сервисные компании имеют прочные связи с местными управляющими компаниями и органами власти, что создает для них преимущества при участии в закупках.



Факторы, влияющие на конкуренцию

1. Регуляторный барьер: Обязательность наличия допуска СРО на работы по ТО лифтового оборудования формально ограничивает вход на рынок для недобросовестных игроков, но не является непреодолимым барьером.
2. Эффект масштаба: Крупные игроки имеют преимущество за счет оптимизации логистики запаса запчастей и создания сетей аварийных служб.
3. Долгосрочность контрактов: Контракты на ТО, особенно в рамках госзакупок, часто заключаются на 1-3 года, что создает стабильность для действующих игроков и барьер для новых.
4. Техническая сложность: Растущее оснащение лифтов системой диспетчеризации и сложной электроникой требует от сервисных компаний постоянного обучения персонала и инвестиций в оборудование, что усиливает позиции технологически развитых компаний.

**** Рынок ТО лифтов в России является зрелым и высококонкурентным с четким разделением на ценовые и качественные сегменты. Доминирующее положение занимают крупные игроки с широкой географией присутствия, однако в регионах сохраняется сильная конкуренция со стороны местных компаний, особенно в сфере госзакупок, где решающим фактором остается цена.

 - Требования к участникам и необходимые документы

Требования к участникам и необходимые документы

Участие в закупках на проведение технического обслуживания (ТО) лифтов и подъемников в Российской Федерации регламентируется законодательством о контрактной системе, в первую очередь Федеральным законом № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, а также отраслевыми требованиями. К потенциальным исполнителям предъявляется ряд обязательных критериев.



Основные требования к участникам закупки

Членство в саморегулируемой организации (СРО): Участник должен являться членом СРО в сфере инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства (если ТО включает работы, подпадающие под определение строительных). Наличие членства подтверждает допуск к соответствующим видам работ.
Наличие необходимых лицензий: Исполнитель обязан иметь лицензию МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (если в перечень работ ТО входит обслуживание противопожарных систем лифтов).
Опыт и квалификация персонала: В штате участника должны состоять специалисты (инженеры, техники, электромеханики), имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие профессиональное обучение и аттестацию по безопасности лифтов и подъемных платформ для инвалидов. Требования к квалификации часто указываются в документации заказчика.
Материально-техническая база: Участник должен располагать необходимым инструментом, оборудованием для диагностики, испытаний и ремонта, а также складом запасных частей для оперативного реагирования на неисправности.
Отсутствие ограничений: Участник не должен быть включен в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).



Необходимый пакет документов

Для подачи заявки на участие в закупке участник typically обязан предоставить следующие документы и сведения:

1. Заявка на участие по форме, установленной заказчиком в закупочной документации.
2. Учредительные документы: Свежая выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (не старше 6 месяцев на дату подачи заявки).
3. Документы, подтверждающие соответствие участника требованиям законодательства:
Свидетельство о членстве в СРО с указанием видов работ.
Копия лицензии МЧР России (при необходимости).
4. Документы, подтверждающие квалификацию и опыт:
Копии документов о профессиональном образовании и аттестации ключевых специалистов (дипломы, удостоверения).
Сведения об опыте выполнения аналогичных контрактов за последние 1-3 года (рекомендательные письма, копии актов выполненных работ или выписки из контрактов).
5. Документы, подтверждающие финансовую устойчивость:
Бухгалтерская отчетность (форма №1 и №2) за последний отчетный период.
Справка из банка об отсутствии задолженности.
6. Проект договора (контракта) или обеспечение заявки: В зависимости от способа закупки (аукцион, конкурс, запрос предложений) может требоваться согласие на заключение контракта по проекту заказчика или внесение денежного обеспечения заявки.
7. Иные документы, указанные в извещении о закупке: Заказчик вправе установить дополнительные требования, которые должны быть отражены в предоставляемых документах (например, план-график работ, программа технического обслуживания).



Особенности для закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

По 44-ФЗ: Требования к участникам стандартизированы и не могут быть избыточными. Заказчик обязан проверить достоверность сведений, содержащихся в заявке, через официальные реестры (ЕГРЮЛ, РНП).
* По 223-ФЗ: Заказчики (госкомпании, субъекты естественных монополий) имеют больше свободы в установлении требований, которые подробно прописываются в Положении о закупке. Здесь могут встречаться более специфические критерии отбора.

Таким образом, подготовка полного и корректного пакета документов, соответствующего всем законодательным и техническим требованиям, является критически важным этапом для успешного участия в закупках на ТО лифтового хозяйства в России.

Специфика технических заданий

Разработка технического задания (ТЗ) на обслуживание лифтового хозяйства в России имеет ряд критически важных особенностей, обусловленных строгими требованиями законодательства, спецификой государственных и корпоративных закупок, а также высокой ответственностью за безопасность эксплуатации.



Соответствие законодательным и нормативным требованиям

В первую очередь, ТЗ должно содержать прямые ссылки на обязательные к исполнению нормативные акты:

Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Федеральный закон № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов». Это ключевой документ, устанавливающий требования к безопасности на всем жизненном цикле лифта, включая эксплуатацию.
Правила организации безопасного использования и содержания лифтов (утверждены Постановлением Правительства РФ № 1521). Данный документ детально регламентирует обязанности владельца и подрядчика по ТО.
Региональные нормативные акты, которые могут ужесточать федеральные требования.

В ТЗ необходимо четко прописать, что все работы выполняются в строгом соответствии с данными актами, а их нарушение является основанием для расторжения контракта.



Учет специфики закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

При проведении закупок для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) или для субъектов естественных монополий, госкомпаний (223-ФЗ) ТЗ становится неотъемлемой частью контракта.

Объективность и неизбыточность требований: Критерии оценки заявок и требования к работам должны быть максимально объективными, измеримыми и не создавать необоснованных преимуществ для отдельных участников. Запрещено указывать товарные знаки или конкретных производителей запчастей (например, «подшипники SKF»), если только это не оправдано технической необходимостью. Корректная формулировка: «подшипники качения, соответствующие ГОСТ...».
Прозрачность и детализация: ТЗ должно содержать исчерпывающий перечень работ с указанием их периодичности (ежедневно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно). Это позволяет участникам accurately рассчитать стоимость, а заказчику – эффективно контролировать исполнение.
Критерии оценки и приемки работ: В ТЗ обязательно прописываются параметры, по которым будет оцениваться качество услуг (например, отсутствие обоснованных жалоб, время реагирования на вызов, полнота выполнения плановых работ, результаты обязательных освидетельствований).



Структура и ключевые разделы технического задания

Типовое ТЗ для проведения ТО лифтов должно включать следующие разделы:

1. Общие положения: Цели и задачи ТО, перечень нормативных документов.
2. Объект обслуживания: Полная характеристика лифтового парка (количество лифтов, марки, грузоподъемность, этажность, год ввода в эксплуатацию, особенности). Желательно приложить паспорта лифтов.
3. Перечень работ по техническому обслуживанию: Детализированный список с группировкой по периодичности:
Ежедневное ТО: Визуальный осмотр, проверка работы дверей, сигнализации, освещения.
Ежемесячное ТО: Регулировка механизмов, проверка состояния тросов, контактов.
Ежеквартальное (или раз в полгода) ТО: Более глубокие регулировки, проверка безопасности.
Ежегодное ТО: Комплексная проверка всех систем с составлением акта.
4. Требования к аварийно-диспетчерскому обслуживанию: Режим работы диспетчерской (круглосуточно), максимальное время прибытия аварийной бригады на объект (например, 30 минут в черте города).
5. Требования к подрядчику: Наличие необходимых лицензий (СРО на монтаж, настройку и ремонт лифтов), допусков, опыта работы, обученного персонала, собственной аварийной службы.
6. Порядок приемки и отчетности: Формы журналов ТО, актов выполненных работ, отчетов о простоях и авариях.
7. Порядок взаимодействия: Ответственные лица со стороны заказчика и подрядчика, процедура подачи и обработки заявок.
8. Гарантийные обязательства: Ответственность подрядчика за качество работ и последствия некачественного ТО.



Особенности, требующие внимания

Работа с устаревшим парком: В России значительная часть лифтов сильно изношена. В ТЗ для таких объектов важно предусмотреть более частые осмотры критических узлов и гибкий механизм согласования замены запчастей, выходящих из строя.
Электронная отчетность: Все чаще требуется интеграция системы учета ТО подрядчика с системой диспетчеризации заказчика для онлайн-мониторинга статуса лифтов.
* Работы по модернизации и текущему ремонту: Четкое разграничение в ТЗ, что входит в стоимость ТО (плановые регулировки, замена смазки), а что является текущим ремонтом (замена изношенных деталей) и оплачивается отдельно по утвержденному прейскуранту.

Заключение: Качественно составленное техническое задание – это не просто формальность для проведения закупки, а фундамент для долгосрочного и безопасного сотрудничества. Оно минимизирует риски сторон, четко разграничивает зоны ответственности и является главным инструментом контроля качества обслуживания лифтового оборудования в России.

Финансовые риски и обеспечение заявок

Финансовые риски и обеспечение заявок при закупках работ по техническому обслуживанию лифтов и подъемников в Российской Федерации

Одной из ключевых особенностей участия в закупочных процедурах в сфере технического обслуживания (ТО) лифтового оборудования в России является управление финансовыми рисками и работа с механизмами обеспечения заявок и исполнения контрактов. Данные аспекты регулируются, в первую очередь, Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

1. Обеспечение заявки на участие в закупке
Назначение: Обеспечение заявки (ОЗ) является финансовой гарантией серьезности намерений участника. Оно призвано компенсировать заказчику затраты в случае, если участник, выиграв торги, откажется от подписания контракта.
Размер: В соответствии со ст. 44 44-ФЗ, размер обеспечения заявки устанавливается заказчиком в размере от 0,5% до 5% от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Для закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) максимальный размер ОЗ не может превышать 2% от НМЦК.
Формы предоставления:
Денежные средства: Перечисление на специальный счет заказчика в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 545.
Банковская гарантия: Предоставляется банком, включенным в перечень Минфина России, на безотзывной основе и соответствующей строгим требованиям закона.
Иные способы, предусмотренные законодательством (например, для учреждений уголовно-исполнительной системы).

2. Обеспечение исполнения контракта
Назначение: Гарантия надлежащего исполнения победителем закупки всех обязательств по контракту, включая сроки, качество работ, а также гарантийные обязательства.
Размер: Устанавливается в размере от 5% до 30% от НМЦК, указанной в извещении о закупке. Если НМЦК превышает 50 млн рублей, размер обеспечения может составлять от 10% до 30%. Для контрактов с СМП и СОНКО — не более 5% от НМЦК.
Варианты предоставления: Аналогичны обеспечению заявки — денежные средства или банковская гарантия. На практике для ТО лифтов, где требуется регулярное выполнение работ в течение длительного срока (часто 1-3 года), банковская гарантия является более предпочтительной, так как не изымает значительные оборотные средства из бизнеса.

3. Специфические финансовые риски в сфере ТО лифтов
Риск невыполнения гарантийных обязательств: Работы по ТО носят превентивный и сервисный характер, но аварийные ситуации возможны. Заказчик заинтересован в том, чтобы подрядчик оперативно и качественно устранял последствия. Обеспечение контракта служит инструментом минимизации этого риска.
Риск роста цен на запчасти и материалы: Контракты на ТО часто заключаются на несколько лет с фиксированной ценой. Подрядчик несет риски, связанные с инфляцией и удорожанием комплектующих. Тщательный расчет себестоимости услуг на весь срок действия контракта — критически важная задача.
Риск некорректного определения НМЦК заказчиком: Заниженная начальная цена контракта, рассчитанная без учета реальной стоимости работ и запчастей, ведет к заключению договора с исполнителем, который может экономить на качестве, что повышает операционные и репутационные риски для заказчика (управляющей компании).
Риск невыполнения графика платежей: Для подрядчика ключевой риск — задержки оплаты со стороны государственного или муниципального заказчика. Необходимо тщательно оценивать финансовую дисциплину заказчика до участия в закупке.

4. Антидемпинговые меры
В случае если участник предлагает цену контракта более чем на 25% ниже НМЦК, вступают в силу антидемпинговые меры (ст. 37 44-ФЗ):
Если НМЦК превышает 15 млн рублей, участник должен предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, увеличенном в 1,5 раза.
* Если НМЦК составляет 15 млн рублей или менее, участник вправе предоставить либо увеличенное в 1,5 раза обеспечение, либо информацию, подтверждающую его добросовестность (сведения об исполненных контрактах за предыдущий год и т.д.).
Для сферы ТО лифтов, где демпинг может привести к катастрофическому снижению качества обслуживания и угрозе безопасности, эти меры имеют особое значение.

Заключение по главе:
Таким образом, эффективное управление финансовыми рисками при участии в закупках на ТО лифтов в России требует от поставщика глубокого понимания требований 44-ФЗ и 223-ФЗ, грамотного планирования денежных потоков для предоставления обеспечений, а также тщательной оценки рисков, заложенных в условиях контракта. Для заказчика же корректное установление размеров обеспечений и применение антидемпинговых мер является важным инструментом отбора надежных и ответственных подрядчиков, что напрямую влияет на безопасность и бесперебойность работы лифтового хозяйства.

Критерии оценки и методы отбора победителей

В рамках закупочных процедур на выполнение работ по техническому обслуживанию (ТО) лифтов и подъемников в Российской Федерации заказчики руководствуются положениями Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и, в определенных случаях, № 223-ФЗ. Выбор конкретного метода определения поставщика (подрядчика) и критериев оценки заявок зависит от способа закупки.



Методы определения поставщика (подрядчика)

Основными способами закупок, применяемыми для отбора исполнителей по ТО лифтов, являются:
1. Электронный аукцион. Наиболее распространенный метод. Побеждает участник, предложивший наименьшую цену контракта.
2. Конкурс. Применяется при наличии сложных, инновационных или специализированных требований к работам. Победитель определяется по совокупности критериев, где цена не является единственным или решающим фактором.
3. Запрос котировок/предложений. Используется для закупок на относительно небольшие суммы (в пределах установленных законом лимитов). Побеждает участник, предложивший наилучшие условия, исходя из установленных критериев (чаще всего — наименьшая цена).



Ключевые критерии оценки заявок

При проведении конкурса или запроса предложений заказчик в документации устанавливает неценовые критерии и их значимость (вес в баллах). Для услуг ТО лифтов типичными являются следующие критерии:

1. Цена контракта. Максимальный вес данного критерия обычно составляет от 30% до 60%. Чем ниже предложенная цена, тем выше балл.

2. Качественные характеристики выполняемых работ (функциональные, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки). Это ключевая группа неценовых критериев, которая может включать:
Качество предлагаемой программы технического обслуживания: полнота и детализация перечня выполняемых работ, соответствие требованиям технических регламентов (в первую очередь ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»), Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, и Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Сроки и периодичность выполнения работ: оптимальность предлагаемых графиков ТО, оперативность реагирования на аварийные вызовы (например, наличие гарантированного времени прибытия аварийной бригады — 30 минут в городе, 1 час в сельской местности).
Квалификация персонала, задействованного в работах: наличие у сотрудников подрядчика необходимых допусков, свидетельств о допуске к работам по ТО лифтов, выданных саморегулируемой организацией (СРО), и документов о повышении квалификации.
Обеспечение наличия запасных частей: наличие собственного склада запчастей или договоров с поставщиками, что гарантирует быстрое устранение неисправностей.

3. Квалификация участника закупки. Данный критерий оценивает надежность и опыт потенциального подрядчика:
Опыт выполнения аналогичных контрактов: наличие успешно завершенных контрактов на ТО лифтов за последние 3-5 лет (учитываются стоимость, количество и тип обслуживаемых объектов).
Наличие необходимых материально-технических ресурсов: парк специализированного транспорта, диагностического оборудования, инструмента.
Деловая репутация: отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (РНП), положительные отзывы от предыдущих заказчиков.
Финансовые показатели: устойчивое финансовое положение, подтвержденное бухгалтерской отчетностью.



Процедура отбора победителя

1. Подача заявок. Участники представляют заявки, соответствующие требованиям документации, включая предложение по цене и информацию для оценки по неценовым критериям.
2. Оценка заявок конкурсной/котировочной комиссией. Каждая заявка оценивается по установленным критериям. По неценовым критериям начисляются баллы в соответствии с методикой, прописанной в документации.
3. Ранжирование. Заявки ранжируются по сумме набранных баллов. Победителем признается участник, заявка которого набрала наивысший итоговый балл. В случае электронного аукциона победителем является участник, предложивший самую низкую цену.
4. Заключение контракта. Контракт заключается с победителем на условиях, указанных в его заявке и в соответствии с извещением и документацией о закупке.

Таким образом, система оценки в российских закупках на ТО лифтов стремится к балансу между экономической эффективностью (минимизацией цены) и обеспечением высокого качества и безопасности эксплуатации подъемных сооружений, что является приоритетной задачей в данной сфере.

Особенности заключения и исполнения контракта

Особенности заключения и исполнения контракта на техническое обслуживание лифтов и подъемников в Российской Федерации

Заключение и исполнение контракта на техническое обслуживание (ТО) лифтов и подъемников в России регламентируется не только общими нормами контрактной системы в сфере закупок (44-ФЗ и 223-ФЗ), но и строгими отраслевыми требованиями, установленными Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», а также Постановлением Правительства РФ № 657. Эти особенности оказывают прямое влияние на все этапы контрактных отношений.



3.1. Ключевые условия контракта, обусловленные спецификой ТО лифтов

При заключении контракта заказчику и поставщику (подрядчику) необходимо детально прописать ряд обязательных положений:

1. Перечень работ и их периодичность: Контракт должен содержать исчерпывающий перечень работ по ТО, соответствующий рекомендациям завода-изготовителя и требованиям Технического регламента. Периодичность работ (ежедневные, ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные) должна быть четко зафиксирована. Часто приложениями к контракту становятся стандартные формы технических заданий, разработанные для лифтового хозяйства.

2. Аварийно-диспетчерское обслуживание: Обязательным условием является предоставление круглосуточной диспетчерской службы для реагирования на аварийные остановки и заявки пользователей. В контракте указываются максимальные сроки прибытия аварийной бригады (как правило, не более 30 минут в городах и 1 часа в сельской местности).

3. Обеспечение запасными частями: Подрядчик обязан подтвердить наличие или возможность оперативной поставки необходимых запасных частей и комплектующих, разрешенных к применению на территории РФ. Этот пункт критически важен для бесперебойной работы лифтового парка.

4. Квалификация персонала: Контракт должен содержать требование о допуске к работам только специалистов, имеющих соответствующую квалификацию и аттестацию в области промышленной безопасности, что регламентируется Ростехнадзором.

5. Ведение технической документации: Исполнитель обязан вести и предоставлять заказчику Журнал технического обслуживания лифта (паспорт лифта), куда вносятся записи о всех выполненных работах, замеченных неисправностях и проведенных ремонтах. Это является основным документом для проверок контролирующих органов.



3.2. Специфика исполнения контракта и взаимодействия сторон

Исполнение контракта сопряжено с рядом практических особенностей:

Плановые и внеплановые работы: График планового ТО согласовывается с заказчиком (управляющей компанией) с учетом минимальных неудобств для жильцов. Внеплановые работы, вызванные авариями или отказами, выполняются в приоритетном порядке.

Приемка работ: Приемка выполненных работ по ТО часто осуществляется не по факту их выполнения, а на основании отсутствия претензий со стороны пользователей и положительных результатов проверок государственного надзора. Акты выполненных работ могут подписываться ежемесячно на основе отчетов подрядчика и данных диспетчерского журнала.

Ответственность за безопасность: На протяжении всего срока действия контракта подрядчик несет ответственность за техническое состояние и безопасную эксплуатацию лифтового оборудования. Любой инцидент может повлечь не только административную ответственность по КоАП РФ, но и уголовную – в случае причинения вреда жизни и здоровью людей.

Взаимодействие с Ростехнадзором: Подрядчик обязан обеспечивать готовность оборудования к обязательному ежегодному техническому освидетельствованию, проводимому Ростехнадзором. Непрохождение освидетельствования является грубым нарушением условий контракта.



3.3. Расторжение контракта и спорные ситуации

Основаниями для досрочного расторжения контракта, помимо общих, предусмотренных 44-ФЗ, являются:

В случае возникновения споров (например, о качестве выполненных работ или обоснованности применения штрафных санкций) основными доказательствами будут служить записи в Журнале технического обслуживания, акты о неисправностях и данные диспетчерской службы.

Заключение по главе: Таким образом, контракт на ТО лифтов – это не просто соглашение на предоставление услуг, а комплексный документ, закрепляющий меры по обеспечению непрерывной и, что самое главное, безопасной эксплуатации объектов повышенной опасности. Его составление и исполнение требуют от сторон глубокого понимания не только procurement-законодательства, но и строгих технических регламентов отрасли.

Типичные ошибки участников и как их избежать

Анализ практики закупок технического обслуживания (ТО) лифтов и подъемников в Российской Федерации позволяет выделить ряд систематических ошибок, совершаемых как заказчиками, так и поставщиками. Их понимание и предупреждение — ключ к успешному и безопасному проведению закупки.



Ошибки заказчика

1. Некорректное формирование технического задания (ТЗ).
Ошибка: Использование устаревших или неконкретных формулировок (например, «производить ТО в соответствии с требованиями законодательства»), отсутствие четкого перечня работ и их периодичности, неучет специфики модели лифта или региона эксплуатации.
Как избежать: Разрабатывать ТЗ на основе актуальных РД-10-112-2017 (Типовая инструкция для лифтеров) и РД-10-315-03 (Правила безопасности для лифтов), а также руководств по эксплуатации от производителей оборудования. Четко прописывать объемы, частоту и стандарты выполнения каждой операции (смазка, регулировка, проверка). Указывать конкретные марки смазочных материалов и запасных частей, если это критично.

2. Завышенные или заниженные требования к участникам.
Ошибка: Установление требований к опыту работы или объему выручки, несоразмерных предмету закупки (например, для обслуживания 2-3 лифтов требовать опыт работы на 100 объектах). Или, наоборот, отсутствие проверки наличия у поставщика необходимых лицензий МЧС (на монтаж, ремонт и ТО лифтов) и свидетельств СРО.
Как избежать: Требования должны быть обоснованы и пропорциональны объекту закупки. Обязательно проверять наличие действующей лицензии МЧС и членства в СРО с соответствующим допуском. Запрос опыта работы должен быть реалистичным и подтверждаться конкретными контрактами.

3. Неверный выбор способа определения поставщика и ошибки в документации.
Ошибка: Проведение закупки у единственного поставщика без должных оснований (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ) или, наоборот, проведение открытого конкурса для небольшого объема работ, что излишне удлиняет процедуру. Опечатки в начальной (максимальной) цене контракта (НМЦК), несоответствие между разделами документации.
Как избежать: Выбирать способ закупки, адекватный ее масштабу (электронный аукцион — наиболее частый выбор). Тщательно выверять всю документацию, особенно расчет НМЦК. Использовать метод сопоставимых рыночных цен (анализ коммерческих предложений) или нормативно-расчетный метод (на основе норм времени и расценок).

4. Пренебрежение вопросами безопасности.
Ошибка: Сведение ТО только к «косметическому» ремонту в ущерб критически важным работам по проверке безопасности (тормозов, ограничителей скорости, систем блокировок) для искусственного снижения цены.
Как избежать: Включать в ТО обязательный перечень работ, влияющих на безопасность, и требовать от подрядчика предоставления актов их выполнения. Помнить, что экономия на безопасности может привести к авариям и административной ответственности по КоАП РФ.



Ошибки поставщика (подрядчика)

1. Невнимательное изучение документации.
Ошибка: Подача заявки без тщательного анализа ТЗ, технических паспортов лифтов и мест их размещения. Это приводит к неверному расчету стоимости, невозможности выполнить работы в полном объеме или использованию неподходящих материалов.
Как избежать: Перед подачей заявки обязательно запрашивать у заказчика полную информацию об объектах (технические паспорта, акты освидетельствования, дефектные ведомости). Выезжать на предварительный осмотр, если это возможно. Точный расчет затрат — основа рентабельности контракта.

2. Демпинг и необоснованное занижение цены.
Ошибка: Подача заявки с ценой на 25-40% ниже среднерыночной для гарантированного выигрыша. В результате подрядчик либо не может качественно выполнить работы, либо начинает искать пути «оптимизации»: использовать несертифицированные запчасти, сокращать частоту визитов, занижать квалификацию персонала.
Как избежать: Вести реалистичный расчет себестоимости, включающий зарплату квалифицированных лифтеров, стоимость оригинальных или качественных аналогов запчастей, транспортные расходы, налоги. Помнить, что по 44-ФЗ заказчик вправе требовать объяснения цены, а неисполнение контракта ведет к включению в РНП.

3. Недооценка кадрового и материально-технического обеспечения.
Ошибка: Отсутствие в штате достаточного количества специалистов с необходимыми допусками и опытом, отсутствие нужного инструмента, запчастей на складе, спецтранспорта.
Как избежать: Обеспечить наличие обученного и аттестованного персонала, современного инструмента и оперативной логистики. Создать страховой запас критически важных запчастей. Это ключевой фактор быстрого реагирования на аварийные заявки.

4. Ошибки в отчетности и взаимодействии с заказчиком.
Ошибка: Несвоевременное предоставление актов выполненных работ, журналов ТО, отчетов о дефектах. Неинформирование заказчика о выявленных критических неисправностях, требующих немедленного устранения.
Как избежать: Наладить прозрачную систему документооборота. Все работы, особенно связанные с безопасностью, должны оперативно фиксироваться и доводиться до сведения заказчика. Это не только формальность, но и страховка от претензий в случае инцидентов.



Ключевой вывод

Успешное ТО лифтов в России — это симбиоз грамотно подготовленной закупочной документации со стороны заказчика и добросовестного, профессионального подхода со стороны подрядчика. Избегая типичных ошибок, обе стороны достигают главной цели: обеспечения бесперебойной и, что самое важное, безопасной эксплуатации подъемного оборудования.

Перспективы развития рынка закупок

Перспективы развития рынка закупок в сфере технического обслуживания лифтов и подъемников в России

Российский рынок закупок услуг по техническому обслуживанию (ТО) лифтового оборудования находится в стадии активной трансформации, на которую влияют как общие экономические тенденции, так и отраслевая специфика. Ключевые перспективы развития связаны со следующими направлениями:

1. Цифровизация и прозрачность: Ожидается дальнейшее развитие и ужесточение требований к проведению закупок исключительно через электронные площадки (в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ). Это повысит конкуренцию и прозрачность процедур. Внедрение цифровых профилей лифтов, подключенных к государственным информационным системам, позволит заказчикам (управляющим компаниям, ТСЖ) формировать более точные и обоснованные технические задания, основанные на реальных данных об износе оборудования.

2. Смещение фокуса с цены на качество и жизненный цикл: В условиях высокой аварийности и износа лифтового парка страны намечается тенденция к отходу от практики выбора подрядчика исключительно по критерию наименьшей цены. Все большее распространение получат контракты жизненного цикла и долгосрочные комплексные договоры на ТО с элементами модернизации. Это стимулирует подрядчиков инвестировать в качество запчастей и квалификацию персонала, а не снижать стоимость любыми способами.

3. Усиление регуляторного контроля и стандартизации: Ростехнадзор и Минстрой России продолжают работу по ужесточению требований к безопасной эксплуатации лифтов. Это приведет к ужесточению квалификационных требований к участникам закупок, включая наличие необходимых лицензий, сертифицированного оборудования и аттестованных специалистов. Будет расти спрос на услуги по мониторингу состояния лифтов в реальном времени с интеграцией данных в системы заказчика.

4. Импортозамещение и развитие отечественной компонентной базы: Сложная геополитическая обстановка активизирует политику импортозамещения. Закупки будут все чаще ориентированы на подрядчиков, использующих российские комплектующие и программное обеспечение для лифтового оборудования. Это создаст новые возможности для отечественных производителей и сервисных компаний, но потребует от них подтверждения соответствия качества и надежности.

5. Консолидация рынка и появление крупных сервисных холдингов: Мелкие и ненадежные игроки, не выдерживающие возрастающих требований по оснащенности и финансовой устойчивости, будут вытесняться с рынка. Перспектива — за укрупненными компаниями, способными обеспечить сервис на территории нескольких регионов, обладающих собственными аварийными службами и парком запчастей.

6. Развитие механизма государственно-частного партнерства (ГЧП): Для комплексного обновления лифтового хозяйства в многоквартирных домах, особенно в регионах, могут активнее применяться схемы ГЧП. Это позволит привлекать частные инвестиции в модернизацию с последующей компенсацией за счет платы за капитальный ремонт или иных источников.

Заключение: Таким образом, перспективы развития рынка закупок в сфере ТО лифтов в России связаны с переходом от ценовой конкуренции к качественной, основанной на долгосрочных партнерствах, цифровых технологиях и строгом соблюдении требований безопасности. Успех будут иметь те заказчики и подрядчики, которые смогут адаптироваться к этим новым реалиям, делая ставку на технологичность, прозрачность и профессиональную компетентность.

Cookie и Яндекс.Метрика помогают нам делать сайт удобнее.