Список закупочных отраслей для анализа: обзоры рынков закупок

Поверка и калибровка средств измерений: анализ тендеров отрасли. Где найти закупки, специфика, требования, риски, стратегии


Авторы обзоров: Степан Мазенцев mazencev.stepan@monitoring-crm.ru, Леонид Ливнев livnev.l@monitoring-crm.ru и Александр Коротаев korotaev@monitoring-crm.ru — эксперты с многолетним стажем в сфере госзакупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. По вопросам сотрудничества пишите на info@monitoring-crm.ru.

 - Ключевые особенности рынка поверки и калибровки СИ

Ключевые особенности рынка поверки и калибровки СИ

Ключевые особенности рынка поверки и калибровки СИ в России

Российский рынок поверки и калибровки средств измерений (СИ) обладает рядом уникальных характеристик, обусловленных нормативно-правовой базой, историей развития метрологической службы и современными экономическими реалиями. Его понимание критически важно для всех участников, особенно в контексте осуществления закупок.

1. Жёсткое государственное регулирование. Деятельность в области поверки осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Право на проведение поверки имеют только аккредитованные в установленном порядке юридические лица и индивидуальные предприниматели, внесённые в реестр Росаккредитации. Это создаёт высокий барьер входа на рынок и гарантирует определённый уровень качества услуг, но одновременно формирует административную нагрузку на поставщиков.

2. Обязательность поверки для широкого перечня СИ. Поверка является обязательной для средств измерений, используемых в сферах государственного регулирования обеспечения единства измерений (например, здравоохранение, торговля, охрана окружающей среды, оборона и безопасность). Это формирует устойчивый, неэластичный спрос на услуги поверки, который в меньшей степени зависит от экономической конъюнктуры.

3. Доминирование государственных и бывших государственных метрологических институтов и центров стандартизации и метрологии (ЦСМ). Исторически сложившаяся сеть государственных научных метрологических институтов (ВНИИМ, ВНИИФТРИ и др.) и региональных ЦСМ, подведомственных Росстандарту, продолжает играть ключевую роль, особенно в области поверки эталонов и сложных видов измерений. Однако рынок активно пополняется частными аккредитованными лабораториями.

4. Специфика закупок в соответствии с законодательством о контрактной системе (44-ФЗ и 223-ФЗ). Значительный объем заказов на поверку и калибровку формируется через государственные и корпоративные закупки. Это накладывает отпечаток на механизмы ценообразования и конкуренции:
Акцент на начальную (максимальную) цену контракта. Закупки часто проводятся по критерию наименьшей цены, что создаёт высокую ценовую конкуренцию и может оказывать давление на качество услуг.
Жёсткие требования к документации. Участникам закупок необходимо тщательно готовить заявки, подтверждая соответствие требованиям документации, в том числе наличие необходимой области аккредитации.
* Верификация результатов. Заказчики, особенно государственные, обязаны проверять аккредитацию поставщика и validity выданных им свидетельств о поверке через реестр Росаккредитации.

5. Высокая региональная дифференциация. Уровень развития рынка услуг поверки и калибровки сильно варьируется в зависимости от региона. В крупных промышленных центрах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Татарстан и др.) наблювается высокая конкуренция и широкий выбор лабораторий. В отдалённых регионах выбор часто ограничен местными ЦСМ, что может влиять на цены и сроки выполнения работ.

6. Растущая роль калибровки. В отличие от поверки, калибровка носит добровольный характер и регламентируется национальными стандартами (серия ГОСТ ISO/IEC 17025). Спрос на калибровку растёт со стороны промышленных предприятий, внедряющих системы менеджмента качества (например, по ISO 9001), которым необходима документально подтверждённая прослеживаемость своих измерений до национальных или международных эталонов, но без обязательных требований закона 102-ФЗ.

7. Технологическая трансформация. Рынок постепенно цифровизируется. Внедряются программные комплексы для управления поверочной деятельностью, электронные поверочные протоколы, а с 2024 года обязательным становится использование электронных свидетельств о поверке, вносимых в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (ФИФ ОЕИ). Это повышает прозрачность, но требует от поставщиков инвестиций в IT-инфраструктуру.

В заключение, ключевыми особенностями российского рынка являются его высокая регламентированность, зависимость от государственного спроса через механизмы закупок, смешанная структура поставщиков и активное внедрение цифровых технологий. Успешное взаимодействие на этом рынке требует от участников глубокого понимания не только метрологических, но и административно-правовых аспектов деятельности.

 - Где искать актуальные закупки

Где искать актуальные закупки

Поиск актуальных закупок на поверку и калибровку средств измерений — ключевой этап для привлечения заказов. В России закупки проводятся как государственными и муниципальными заказчиками (по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ), так и коммерческими компаниями. Рассмотрим основные варианты поиска.



Основные варианты поиска тендеров

1. Официальные источники (Единая информационная система — ЕИС): Обязательны для мониторинга, так как содержат все государственные и часть корпоративных закупок. Прямой, но требующий времени способ.
2. Коммерческие агрегаторы: Специализированные платформы, которые собирают данные из ЕИС, коммерческих площадок и других источников. Они предоставляют мощные инструменты для фильтрации, анализа и автоматизации, что значительно экономит время.
3. Сайты коммерческих заказчиков и отраслевые площадки: Крупные компании (например, «Газпром», «Роснефть») часто размещают закупки на своих корпоративных порталах.
4. Рекомендации и сарафанное радио: Участие в профессиональных сообществах и прямые контакты с потенциальными заказчиками.



Поиск государственных тендеров на ЕИС

Все закупки по законам № 44-ФЗ (для государственных и муниципальных нужд) и № 223-ФЗ (для госкомпаний и естественных монополий) обязаны публиковаться в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок.

Адрес официального сайта: https://zakupki.gov.ru
Как искать: На главной странице используйте поисковую строку. Для точного результата применяйте ключевые слова: "поверка", "калибровка", "метрологическое обслуживание", а также коды ОКПД2 (например, 71.20.19.000 — "Услуги по поверке и калибровке средств измерений"). Обязательно используйте фильтры по региону, дате публикации и типу закупки.

Работа с ЕИС бесплатна, но требует привыкания к интерфейсу. Для ежедневного эффективного поиска удобнее использовать коммерческие агрегаторы.



Рейтинг коммерческих агрегаторов для мониторинга тендеров

Для постоянного и комфортного поиска закупок рекомендуется использовать платные сервисы-агрегаторы. Они не только собирают заявки со всех официальных и многих коммерческих площадок, но и предлагают аналитические инструменты.

1. Tenderguru.ru — лидер на рынке. Сервис предлагает самый широкий охват источников (ЕИС, коммерческие площадки, сайты крупных корпораций). Главное преимущество — использование искусственного интеллекта для обработки документации: ИИ анализирует технические задания и автоматически определяет, подходит ли тендер по вашим специализациям, что критично важно для сложных услуг вроде поверки. Также предоставляет детальную аналитику по заказчикам и конкурентам.
2. Tenderer.ru — один из самых доступных по цене вариантов. Подходит для тех, кому нужен базовый мониторинг без сложной аналитики. Основная функция — сбор и рассылка закупок по заданным параметрам.
3. РОСТЕНДЕР — известный агрегатор с большим количеством пользователей. Предлагает стандартный набор функций для поиска и фильтрации, а также некоторые аналитические отчеты.
4. КОНТУР — сервис от известного разработчика бухгалтерских программ. Хорошо интегрирован с другими продуктами компании, надежен и удобен.
5. ТЕНДЕРПЛАН — предлагает удобные инструменты для планирования участия и контроля закупок, обладает понятным интерфейсом.

Выбор агрегатора зависит от ваших задач и бюджета. Для серьезной работы в сфере поверки, где важна точность попадания в требования ТЗ, сервисы с продвинутой аналитикой, такие как Tenderguru.ru, оказываются наиболее эффективными.

 - Анализ конкурентной среды и основных игроков

Анализ конкурентной среды и основных игроков

Анализ конкурентной среды и основных игроков на рынке поверки и калибровки средств измерений в России

Российский рынок услуг поверки и калибровки средств измерений характеризуется высокой степенью регуляторики и специфической структурой, обусловленной требованиями законодательства в области обеспечения единства измерений. Конкурентная среда формируется под влиянием нескольких ключевых факторов: наличия аккредитации в Росаккредитации, технической оснащенности, географического покрытия и специализации на определенных типах измерений.



3.1. Структура рынка и ключевые сегменты

Рынок можно условно разделить на несколько сегментов:
1. Государственные и ведомственные метрологические службы: К ним относится ФГУП «ВНИИМС» Росстандарта и его территориальные органы (ЦСМ), а также метрологические службы крупных государственных корпораций (Росатом, Ростех, Роскосмос и др.). Эти игроки обладают наиболее мощной материально-технической базой, историческим авторитетом и часто выполняют функции методических центров.
2. Крупные независимые коммерческие лаборатории: Частные компании, прошедшие аккредитацию и предлагающие широкий спектр услуг по всей стране. Они часто отличаются гибкостью, клиентоориентированностью и активно развивают филиальную сеть.
3. Специализированные и нишевые лаборатории: Небольшие компании, сфокусированные на поверке специфических типов приборов (например, медицинского оборудования, средств радиационного контроля, газоаналитического оборудования). Их конкурентоспособность основана на глубокой экспертизе в узкой области.
4. Внутренние метрологические службы предприятий: Многие крупные промышленные компании организуют собственные метрологические подразделения, аккредитованные для поверки средств измерений, используемых внутри предприятия. Для них этот рынок является вторичным.



3.2. Основные игроки и их позиционирование

Среди ключевых игроков, доминирующих на российском рынке, можно выделить:

ФГУП «ВНИИМС» и сеть Федеральных бюджетных учреждений (ФБУ) «ЦСМ»: Являются флагманами рынка, обладая эталонной базой и правом на проведение самых сложных видов поверки. Их ключевое преимущество – безусловный авторитет и опыт. Основной объем заказов – государственные закупки и работы для критически важных отраслей.
Крупные коммерческие холдинги (например, «Эталон», «Метрология и Качество» и др.): Активно развивают федеральные сети, комбинируя высокое качество услуг со скоростью и сервисом. Являются основными конкурентами ЦСМ в борьбе за корпоративных клиентов из частного сектора. Часто предлагают комплексные решения, включая выездную поверку.
Специализированные лаборатории при научно-исследовательских институтах и отраслевых предприятиях: Их сила – в уникальных компетенциях, связанных с профилем базового предприятия (например, поверка авиационного или энергетического оборудования). Они занимают прочные позиции в своих нишах.



3.3. Специфика конкуренции в сфере государственных и корпоративных закупок

В России значительный объем работ по поверке проводится в рамках государственных (по 44-ФЗ и 223-ФЗ) и корпоративных закупок. Это накладывает отпечаток на конкурентную борьбу:

1. Критическая важность наличия действующей аккредитации в Росаккредитации: Участие в закупках невозможно без внесения в реестр аккредитованных лиц (РАЛ).
2. Ценовая конкуренция: Закупки часто проводятся в формате электронных аукционов, где ключевым критерием является наименьшая цена контракта. Это создает серьезное давление на маржу всех участников.
3. Неценовые факторы: Помимо цены, заказчики (особенно по 223-ФЗ) учитывают репутацию исполнителя, опыт выполнения аналогичных работ, наличие необходимого оборудования и квалифицированного персонала, географическую близость.
4. Долгосрочные партнерства: Крупные промышленные и энергетические компании часто заключают долгосрочные рамные соглашения с ограниченным кругом проверенных поставщиков услуг, что создает барьеры для входа на этот сегмент рынка для новых игроков.



3.4. Тенденции и вызовы

Консолидация рынка: Наблюдается тенденция к поглощению мелких лабораторий более крупными игроками для расширения географического и технологического охвата.
Цифровизация: Ведущие игроки активно внедряют системы управления метрологической службой предприятия (MSMS), предлагают онлайн-заказ услуг и электронные поверочные свидетельства, что становится новым стандартом сервиса.
Импортозамещение и санкционное давление: Ограничения на поставки зарубежного эталонного оборудования стимулируют развитие отечественной метрологической базы, что открывает возможности для лабораторий, ориентированных на российские технологии.
* Ужесточение требований Росаккредитации: Постоянное обновление требований к аккредитации повышает операционные издержки для всех участников рынка, но одновременно способствует повышению общего качества услуг.

Таким образом, конкурентная среда на рынке поверки и калибровки в России является зрелой и высокоструктурированной. Успех на нем определяется не только ценой, но и технической компетенцией, репутацией, широтой охвата и способностью соответствовать строгим требованиям регуляторов и крупных заказчиков.

Типовые требования к участникам и документации

При проведении закупочных процедур в сфере поверки и калибровки средств измерений в Российской Федерации заказчики формулируют ряд обязательных требований к участникам и предоставляемой ими документации. Эти требования основаны на положениях Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также на отраслевых нормативных актах, прежде всего Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».



Требования к участникам закупки

1. Аккредитация в области обеспечения единства измерений. Ключевое требование – наличие действующего аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений, выданного Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация). Этот аттестат подтверждает, что лаборатория (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) включена в Реестр аккредитованных лиц (РАЛ) и имеет право на выполнение поверочных и/или калибровочных работ.

2. Наличие поверочного оборудования. Участник должен обладать эталонной базой, соответствующей области аккредитации и требованиям к средствам измерений, подлежащим поверке/калибровке. Заказчик может потребовать подтвердить наличие необходимых эталонов и вспомогательного оборудования, указав их в заявке (типы, заводские номера, сведения о поверке эталонов).

3. Наличие обученного персонала. В заявке часто требуется предоставить сведения о поверителях и специалистах, которые будут непосредственно выполнять работы. Эти специалисты должны иметь соответствующую квалификацию, подтвержденную документами об образовании и/или свидетельствами о поверке конкретных типов СИ.

4. Отсутствие ограничений на участие. Участник должен соответствовать общим требованиям 44-ФЗ: не находиться в стадии ликвидации, не иметь приостановленной деятельности, не иметь задолженностей по налогам и сборам и т.д. Данная информация проверяется через реестры (ЕГРЮЛ/ЕГРИП).

5. Опыт работы (в случае конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса). Для сложных или ответственных работ заказчик может установить требование к наличию опыта выполнения аналогичных контрактов. В этом случае участник предоставляет реестры контрактов или выписки из них.



Требования к комплекту документации

Комплект документов, предоставляемый участником закупки, должен однозначно подтверждать соответствие всем указанным требованиям.

1. Заявка на участие. Оформляется в строгом соответствии с формой, установленной в извещении о закупке и документации.

2. Копия аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений. Должна быть актуальной, с указанием области аккредитации, которая покрывает типы средств измерений, являющиеся предметом закупки. Проверяется актуальность через сводный реестр аккредитованных лиц на сайте Росаккредитации.

3. Перечень эталонного и вспомогательного оборудования. Должен содержать информацию, позволяющую идентифицировать оборудование и убедиться, что его метрологические характеристики и сроки поверки позволяют выполнить работы качественно и в срок.

4. Сведения о поверителях. Часто представляются в виде копий свидетельств о поверке конкретных типов СИ, выданных этим специалистам, и/или копий документов о профильном образовании.

5. Документы, подтверждающие соответствие общим требованиям 44-ФЗ. Как правило, это заверенные копии выписок из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, справка об отсутствии задолженности из ФНС (или заверение о ее отсутствии в составе заявки).

6. Согласие на выполнение работ. Документ, подтверждающий согласие участника выполнить работы на условиях, указанных в документации о закупке.

7. Иные документы по требованию заказчика. В зависимости от способа закупки (электронный аукцион, конкурс, запрос котировок) и специфики работ заказчик может запросить дополнительные сведения, например, план проведения поверки, описание методик измерений и т.д.

Важное замечание: При проведении электронного аукциона по 44-ФЗ большая часть этой информации проверяется на втором этапе (после подачи окончательного предложения о цене контракта). От участника требуется внимательно изучить документацию, чтобы правильно и полно сформировать пакет документов для допуска к участию и дальнейшего заключения контракта. Несоответствие требованиям или неполнота предоставленных сведений являются основанием для отклонения заявки.

Основные риски и методы их минимизации

Основные риски и методы их минимизации при поверке и калибровке средств измерений в России

Обеспечение единства измерений в Российской Федерации сопряжено с рядом специфических рисков, возникающих на всех этапах – от выбора поставщика метрологических услуг до использования результатов поверки/калибровки в производственной деятельности. Эффективное управление этими рисками является ключевым фактором для поддержания качества продукции, соответствия требованиям технических регламентов и минимизации финансовых потерь.

4.1. Классификация основных рисков

1. Правовые и нормативные риски:
Несоответствие законодательству: Привлечение к работе аккредитованной лаборатории, чья область аккредитации не покрывает конкретные типы средств измерений (СИ). Результатом является недействительность свидетельства о поверке и признание измерений несогласованными.
Изменения в нормативной базе: Внезапные изменения федеральных законов (например, № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»), приказов Росстандарта или поверочных схем, требующие внеплановой поверки или изменения методик.

2. Операционные и технические риски:
Низкое качество поверки/калибровки: Неквалифицированный персонал, устаревшее эталонное оборудование или отклонения от утвержденных методик выполняются лабораторией. Это приводит к получению недостоверных данных и браку продукции.
Простой оборудования: Длительные сроки поверки, особенно при отправке СИ в удаленные центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), останавливают производственные процессы.
Повреждение СИ при транспортировке или проведении работ: Особенно актуально для высокоточных и дорогостоящих приборов.

3. Финансовые риски:
Непредвиденные расходы: Выход из строя СИ во время поверки, влекущий за собой дорогостоящий ремонт. Завышенная стоимость услуг при отсутствии предварительного анализа рынка.
Штрафы и санкции: Нарушение требований технических регламентов (например, ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость») из-за неверных измерений может привести к административной ответственности и изъятию продукции.

4. Риски, связанные с закупочными процедурами (в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ и № 223-ФЗ):
Выбор ненадежного поставщика: Победа в закупке по критерию наименьшей цены без учета деловой репутации, технической оснащенности и реального опыта исполнителя.
Некорректное составление технического задания (ТЗ): Неполное или ошибочное описание требуемых работ (например, не указаны все типы СИ, неверно указаны коды ОКПД2) приводит к заключению неэффективного контракта.
Срыв сроков исполнения контракта: Со стороны исполнителя, что парализует планирование производственных задач.

4.2. Методы минимизации рисков

1. Методы минимизации правовых и нормативных рисков:
Верификация аккредитации: Обязательная проверка потенциального исполнителя в реестре Росаккредитации (portal.roskazna.ru) на предмет действующей аккредитации, включения необходимых видов измерений и типов СИ в область аккредитации.
Мониторинг законодательства: Назначение ответственного сотрудника или подписка на информационные рассылки Росстандарта и саморегулируемых организаций для оперативного реагирования на изменения.

2. Методы минимизации операционных и технических рисков:
Выбор лаборатории на основе компетенций, а не только цены: Проведение предквалификационного отбора, запрос отзывов, анализ оснащенности лаборатории. Предпочтение ЦСМ с историей и положительной репутацией.
Выездная поверка: Организация поверки на территории заказчика для исключения рисков транспортировки и минимизации простоя оборудования.
График планово-предупредительной поверки: Составление и строгое соблюдение годового графика поверки СИ для равномерного распределения нагрузки и бюджета.
Внутренний контроль: Проведение регулярных промежуточных калибровок или внутрилабораторного контроля для мониторинга состояния СИ между поверками.

3. Методы минимизации финансовых рисков:
Сравнительный анализ коммерческих предложений: Запрос котировок у нескольких аккредитованных лабораторий для формирования справедливой рыночной цены.
Страхование ответственности: Рассмотрение возможности страхования рисков повреждения дорогостоящего оборудования во время поверки.
Четкое ТЗ в контракте: Детальное описание условий проведения работ, сроков, ответственности сторон и порядка приемки услуг.

4. Методы минимизации рисков при закупках:
Использование неценовых критериев оценки заявок: В закупках по 223-ФЗ включение в документацию критериев «квалификация участника», «опыт выполнения аналогичных работ», «качество предлагаемых методик» с значительным весом (до 70-80%).
Жесткие требования к обеспечению исполнения контракта и штрафным санкциям: Установление значительной суммы обеспечения и высоких штрафов за просрочку, что мотивирует исполнителя к добросовестному исполнению обязательств.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков: При срыве критически важных контрактов – инициация процедуры включения исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ.

Заключение по главе:
Системный подход к управлению рисками в области поверки и калибровки, основанный на глубоком понимании российского законодательства, тщательном отборе контрагентов и грамотном планировании закупочных процедур, позволяет организации не только обеспечить юридическую и техническую чистоту измерений, но и добиться значительной экономии ресурсов и повышения общей эффективности производственной деятельности.

Ценовые стратегии и особенности формирования заявки



Особенности ценообразования в сфере поверки и калибровки СИ

Формирование стоимости услуг по поверке и калибровки средств измерений (СИ) в России зависит от нескольких ключевых факторов:

1. Тип и номенклатура средств измерений. Стоимость поверки сложного аналитического оборудования значительно выше, чем простых измерительных приборов (например, манометров или термометров).
2. Количество поверяемых приборов. Как правило, действует система скидок при больших объемах партии.
3. Срочность выполнения работ. Ускоренная поверка (в сжатые сроки) оценивается дороже.
4. Местоположение заказчика и поверяемого оборудования. В стоимость могут быть заложены транспортные расходы, если поверка проводится с выездом к заказчику или требуется доставка приборов в лабораторию.
5. Аккредитация лаборатории. Стоимость услуг аккредитованных лабораторий, внесенных в Реестр Росаккредитации, обычно выше, но их результаты имеют официальную силу.
6. Методика поверки. Использование сложного эталонного оборудования и трудоемких методик влияет на итоговую цену.



Основные ценовые стратегии для поставщиков услуг

Стратегия ценообразования на основе затрат. Наиболее распространенный подход, при котором цена формируется как сумма прямых затрат (трудозатраты, амортизация эталонов, материалы) и нормы прибыли.
Стратегия конкурентного ценообразования. Цена устанавливается на уровне рыночных предложений или чуть ниже/выше в зависимости от репутации лаборатории, ее технического оснащения и уникальных компетенций.
Дифференцированное ценообразование. Предложение различных ценовых пакетов для разных сегментов клиентов (например, разовые заказчики, корпоративные клиенты по годовым контрактам, малый бизнес).
Пакетное ценообразование (услуга «под ключ»). Установление единой цены за комплекс услуг: выезд специалиста, поверка, оформление документов, доставка. Это удобно для заказчика и повышает лояльность.



Особенности формирования заявки для участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ

При работе с государственными и корпоративными заказчиками в России ключевое значение имеет правильное оформление заявки.



Анализ документации закупки

Внимательно изучите извещение, документацию закупки и проект контракта. Критически важные пункты:
Требования к участникам: наличие необходимой аккредитации в области обеспечения единства измерений, допуск СРО (если требуется), членство в СРО (для строительных лабораторий).
Требования к оборудованию: соответствие средств измерений, используемых для поверки, установленным в документации характеристикам (например, наличие необходимых диапазонов измерений, классов точности).
Объект закупки: точное описание номенклатуры СИ, подлежащих поверке, с указанием типов, моделей и количества. Возможны ошибки в описании, которые можно оспорить.



Подготовка коммерческого предложения (заявки на участие)

Полнота сведений: Заявка должна строго соответствовать форме, указанной в документации. Непредоставление любого документа является основанием для отклонения.
Обоснование цены: Цена контракта должна быть экономически обоснованной. Резкое занижение цены («демпинг») может вызвать вопросы у заказчика и потребовать пояснений о возможности качественного выполнения работ.
Описание предлагаемых услуг: Детально распишите, какие именно услуги включены в цену (поверка, оформение свидетельства о поверке/извещения о непригодности, транспортные расходы, сроки). Это исключит недопонимание.
Подтверждение соответствия: Обязательно приложите копии свидетельств об аккредитации лаборатории, аттестатов методик поверки, сертификатов на эталоны.



Ключевые риски и рекомендации

Ценовой риск: Участие в электронных аукционах часто приводит к значительному снижению цены. Заранее просчитайте свою «цену минимум», ниже которой работа становится убыточной.
Технический риск: Убедитесь, что ваша лаборатория обладает технической возможностью поверить все заявленные приборы в установленные сроки.
Риск несоответствия документации: Любое отклонение от требований документации ведет к отклонению заявки. Внимательность на этапе подготовки критически важна.
* Рекомендация: Для долгосрочного сотрудничества эффективнее заключать рамочные соглашения (по 44-ФЗ) или долгосрочные контракты (по 223-ФЗ) на ежегодное обслуживание парка приборов предприятия. Это обеспечивает стабильную загрузку лаборатории и планируемые доходы.

**** Успешное участие в рынке поверки и калибровки в России требует не только технической компетенции, но и грамотного подхода к ценообразованию и глубокого понимания процедур закупок. Формирование прозрачного и конкурентного коммерческого предложения, полностью соответствующего законодательству, является залогом победы в закупке и построения долгосрочных отношений с заказчиком.

Критерии оценки и победы в процедурах

Успешное участие в закупочных процедурах на поверку и калибровку средств измерений в России требует четкого понимания критериев оценки заявок, установленных заказчиком в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».



Основные критерии оценки заявок

Как правило, при проведении конкурсов и аукционов заказчики используют следующие ключевые критерии:

1. Цена контракта: Наиболее распространенный критерий, особенно в электронных аукционах. Побеждает участник, предложивший наименьшую цену. Однако для сложных или комплексных работ по поверке заказчик вправе установить неценовые критерии.

2. Качественные, функциональные и временные характеристики: Данная группа критериев применяется при проведении конкурсов (открытых, с ограниченным участием, двухэтапных). Среди них могут быть:
Квалификация персонала: Наличие у поверителей необходимого образования, опыта работы и действующих аттестатов о повышении квалификации. Особо ценится опыт работы с конкретными типами СИ, указанными в закупке.
Оснащенность лаборатории: Наличие эталонов, оборудования и средств измерений, необходимых для выполнения работ, с действующими свидетельствами об их поверке. Заказчик может требовать подтверждения соответствия лаборатории требованиям Рекомендаций МИ 2427-2016 «ГСИ. Аккредитация поверочных лабораторий. Общие требования» или иных стандартов.
Сроки выполнения работ: Предложение более сжатых, но реалистичных сроков выполнения поверки/калибровки может быть оценено выше.
Качество программы (методики) выполнения работ: Предоставление детализированного плана, демонстрирующего понимание задач заказчика и соответствие методик поверки установленным требованиям (например, рекомендациям МИ или ГОСТ Р 8.879-2014 «ГСИ. Методики поверки средств измерений. Общие требования»).
Опыт выполнения аналогичных контрактов (деловая репутация): Наличие успешного опыта проведения поверки аналогичных средств измерений для других заказчиков, подтвержденного контрактами и актами выполненных работ. Отсутствие неустоек и негативных отзывов в реестре недобросовестных поставщиков (РНП) является обязательным.
Предоставление дополнительных гарантий или сервиса: Например, предложение по снижению цены при повторной поверке, услуги по срочной поверке или выезд специалиста на объект заказчика.



Механизм оценки по неценовым критериям

Если закупка проводится по неценовым критериям, заказчик в документации устанавливает:
Значимость каждого критерия в баллах или процентах.
Шкалу оценки для каждого критерия (например, от 1 до 100 баллов).
* Требования к содержанию заявки для оценки по каждому критерию.

Побеждает участник, заявка которого набрала наибольшую сумму баллов.



Стратегия повышения вероятности победы

1. Тщательное изучение документации: Перед подачей заявки необходимо детально проанализировать извещение, техническое задание (ТЗ) и проект контракта. Особое внимание следует уделить разделам, описывающим объект закупки, критерии оценки и порядок их применения.

2. Акцент на соответствие обязательным требованиям: Необходимо строго соблюдать все формальные требования к оформлению заявки (сроки, наличие необходимых документов, подписи, печати). Несоответствие хотя бы одному обязательному требованию ведет к отклонению заявки.

3. Формирование конкурентного ценового предложения: Цена должна быть экономически обоснованной. Слишком низкая цена может вызвать подозрения у заказчика в неспособности качественно выполнить работы. Следует учитывать стоимость эталонов, трудозатраты, транспортные расходы и т.д.

4. Детальное и убедительное обоснование по неценовым критериям: При подаче заявки на конкурс нужно предоставить максимально полный пакет документов, подтверждающих преимущества вашей организации: копии аттестатов поверителей, свидетельств о поверке эталонов, отчетов о внешних проверках, положительные отзывы от других клиентов, детальные методики поверки.

5. Участие в запросах котировок и предложений: Для небольших объемов работ эффективно участие в упрощенных процедурах, таких как запрос котировок, где основным критерием является цена.

Таким образом, победа в закупке на поверку и калибровку достигается за счет комплексного подхода: сочетания обоснованной цены с демонстрацией высокого профессионального уровня, технической оснащенности и безупречной деловой репутации, строго в рамках требований, установленных заказчиком в документации.

Правовое регулирование и технические нюансы

Правовое регулирование и технические нюансы

3.1. Нормативно-правовая база в Российской Федерации
Поверка и калибровка средств измерений (СИ) в России осуществляются в рамках строгой законодательной системы, основу которой составляет Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Данный закон устанавливает:
Обязательные требования к средствам измерений, подлежащим поверке.
Понятие и порядок проведения поверки.
Требования к аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право проведения поверки.
Правила ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.

Ключевым подзаконным актом является Приказ Минпромторга России от 30.07.2020 № 2550, утверждающий Порядок проведения поверки средств измерений. Кроме того, деятельность регулируется положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ) и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), когда речь идет о государственных и корпоративных закупках услуг по поверке/калибровке.

3.2. Обязательность поверки и сфера государственного регулирования
Поверка является обязательной для СИ, применяемых в сферах, перечисленных в статье 1 Закона № 102-ФЗ. К ним относятся:
Здравоохранение.
Ветеринария.
Охрана окружающей среды.
Обеспечение безопасности труда.
Оборонная и государственная безопасность.
Торговые операции и взаимные расчеты.
Осуществление государственных учетных операций.
Оказание услуг почтовой связи и электросвязи.
Проведение испытаний и контроля качества продукции.
Геодезическая и гидрометеорологическая деятельность.

СИ, используемые вне этих сфер, могут подвергаться калибровке на добровольной основе.

3.3. Технические нюансы при проведении закупок услуг поверки и калибровки
При организации закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ заказчику необходимо учитывать ряд технических особенностей:

1. Аккредитация поверителя. Услуги по поверке вправе оказывать только лаборатории, аккредитованные в установленном порядке Росаккредитацией и внесенные в Государственный реестр средств измерений. Проверка наличия действующей аккредитации по конкретным типам СИ — обязательный этап подготовки закупки.

2. Область аккредитации. В закупочной документации необходимо точно указывать типы средств измерений (согласно Государственному реестру СИ) и диапазоны измерений, на которые должна распространяться аккредитация исполнителя. Требования должны быть сформулированы так, чтобы не ограничивать конкуренцию, но гарантировать соответствие услуг.

3. Место проведения работ. Критически важным нюансом является определение места поверки: в стационарных условиях аккредитованной лаборатории или с выездом к месту эксплуатации СИ. Для крупногабаритного или сложно демонтируемого оборудования (например, весовые комплексы, резервуары, расходомеры) выездная поверка является единственно возможным вариантом, что должно быть четко отражено в техническом задании.

4. Эталонная база. Требования к эталонам, применяемым при поверке, должны соответствовать утвержденной методике поверки (МП). Заказчик вправе установить требование, чтобы средства поверки имели более высокий класс точности, чем поверяемое СИ, как это предписано законодательством.

5. Сроки и документы. В контракте должны быть четко прописаны сроки выполнения работ и форма предоставляемых документов. Результатом поверки является свидетельство о поверки установленного образца и/или запись в Федеральном информационном фонде. Результатом калибровки — сертификат (свидетельство) о калибровки, содержащий информацию о реальных метрологических характеристиках.

3.4. Калибровка в российской практике: добровольность и применение
Калибровка проводится для СИ, не подлежащих обязательной поверке. Ее результаты используются для:
Внутреннего контроля качества и процессов на предприятии.
Составления градуировочных характеристик.
* Подтверждения метрологических характеристик при внедрении систем менеджмента качества (по стандартам ИСО 9001 и др.).

Несмотря на добровольный характер, требования к компетентности калибровочных лабораторий часто формулируются на основе тех же принципов, что и для поверки, особенно если это требуется для соответствия международным стандартам. При закупке калибровочных услуг также важно оценивать техническую оснащенность и репутацию поставщика.

Заключение по главе: Таким образом, успешная организация работ по поверке и калибровке в России требует от заказчика комплексного подхода, сочетающего строгое соблюдение требований законодательства, понимание технических особенностей средств измерений и грамотное оформление закупочной документации в рамках 44-ФЗ или 223-ФЗ.

Cookie и Яндекс.Метрика помогают нам делать сайт удобнее.