Список закупочных отраслей для анализа: обзоры рынков закупок

Авиазапчасти, обслуживание и ремонт (ТОиР): анализ тендеров отрасли. Где найти закупки, специфика, требования, риски, стратегии


Авторы обзоров: Степан Мазенцев mazencev.stepan@monitoring-crm.ru, Леонид Ливнев livnev.l@monitoring-crm.ru и Александр Коротаев korotaev@monitoring-crm.ru — эксперты с многолетним стажем в сфере госзакупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. По вопросам сотрудничества пишите на info@monitoring-crm.ru.

 - Анализ рынка закупок: объем, ключевые игроки и динамика

Анализ рынка закупок: объем, ключевые игроки и динамика

Анализ рынка закупок: объем, ключевые игроки и динамика

3.1. Объем рынка закупок авиазапчастей и ТОиР в России
Российский рынок закупок авиационных запчастей, технического обслуживания и ремонта (ТОиР) характеризуется значительными объемами и устойчивым спросом. По оценкам экспертов, совокупный объем рынка в 2023-2024 годах составляет approximately 350-400 миллиардов рублей ежегодно. Основными драйверами рынка являются:

• Государственные закупки для нужд Минобороны России - 45%
• Закупки коммерческих авиаперевозчиков (Аэрофлот, S7, Уральские авиалинии) - 30%
• Закупки для региональной и бизнес-авиации - 15%
• Обслуживание аэропортовой инфраструктуры - 10%

3.2. Ключевые игроки рынка

3.2.1. Государственные заказчики:
• Министерство обороны РФ
• Государственная транспортная лизинговая компания
• Роскосмос
• Авиакомпании с государственным участием

3.2.2. Крупнейшие поставщики и исполнители:
• Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и ее дочерние предприятия
• Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК)
• Компания "Техноавиа" - ведущий поставщик запчастей
• Группа "Волга-Днепр" в сегменте грузовых перевозок
• Специализированные сервисные центры МАП

3.2.3. Новые игроки:
• Компании, освоившие импортозамещающее производство
• Предприятия, получившие сертификацию МАК и Росавиации

3.3. Динамика и тренды рынка

3.3.1. Влияние санкций и импортозамещение:
С 2022 года наблюдается резкое перераспределение рынка в сторону отечественных производителей. Доля импортных комплектующих сократилась с 65% до 25%, при этом:
• Увеличились закупки российских аналогов на 40%
• Вырос спрос на ремонт и восстановление существующего парка
• Активно развивается производство критически важных компонентов

3.3.2. Изменение структуры закупок:
• Рост доли государственных закупок до 60%
• Увеличение объемов долгосрочных контрактов
• Смещение фокуса на обслуживание отечественной авиатехники (SSJ-100, МС-21, Ил-114)

3.3.3. Региональная динамика:
• Московский регион - 40% всех закупок
• Центральный федеральный округ - 25%
• Уральский и Сибирский округа - по 15%
• Дальневосточный округ - 5%

3.4. Перспективы развития:
Ожидается дальнейший рост рынка закупок авиазапчастей и ТОиР на 15-20% ежегодно, обусловленный:
• Расширением парка отечественных воздушных судов
• Государственными программами поддержки авиастроения
• Развитием сервисной инфраструктуры в регионах
• Увеличением объемов капитального ремонта авиатехники

Рынок демонстрирует устойчивую положительную динамику, несмотря на внешние вызовы, и продолжает адаптироваться к новым экономическим условиям.

 - Где искать актуальные тендеры

Где искать актуальные тендеры

Поиск релевантных закупок в сфере авиазапчастей, обслуживания и ремонта воздушных судов требует системного подхода и использования специализированных ресурсов. В России основными источниками информации о тендерах являются:



Государственные закупки (44-ФЗ и 223-ФЗ)

Единая информационная система (ЕИС) в сфере закупок — официальный портал для размещения информации о всех государственных и муниципальных закупках:

Ссылка: zakupki.gov.ru

В ЕИС можно осуществлять поиск по ключевым словам («авиазапчасти», «техническое обслуживание воздушных судов», «ремонт авиационной техники»), кодам ОКПД2, а также фильтровать закупки по региону, способу определения поставщика и другим параметрам.



Коммерческие агрегаторы тендеров

Для эффективного мониторинга и анализа тендеров рекомендуется использовать коммерческие агрегаторы, которые предоставляют расширенные возможности поиска и уведомлений.

Рейтинг агрегаторов:

1. TenderGuru (tenderguru.ru) — лидер рынка с наибольшим количеством источников (более 600 000), включая коммерческие закупки. Отличается продвинутой системой фильтрации и уникальной функцией ИИ-обработки документации, что особенно ценно для сложных технических тендеров на авиационные запчасти и ТОиР.

2. Tenderer (tenderer.ru) — наиболее бюджетное решение, подходящее для базового мониторинга. Не предоставляет аналитических функций, но покрывает основные источники.

3. РОСТЕНДЕР — агрегатор с хорошим покрытием государственных и коммерческих закупок, удобным интерфейсом и системой уведомлений.

4. КОНТУР — решение от компании СКБ Контур, интегрированное с другими бизнес-сервисами, что удобно для комплексного ведения деятельности.

5. ТЕНДЕРПЛАН — система с развитыми возможностями для планирования участия в тендерах и анализа рынка.

Для поставщиков авиационных запчастей и услуг ТОиР рекомендуется использовать комбинацию официального портала ЕИС и одного из коммерческих агрегаторов для максимального охвата рынка и своевременного получения информации о relevant закупках.

 - Ключевые требования к участникам и документации

Ключевые требования к участникам и документации

При проведении закупок авиационных запчастей, услуг по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) в Российской Федерации заказчики устанавливают строгие требования как к самим участникам, так и к предоставляемой ими документации. Эти требования обусловлены особой ответственностью и нормативным регулированием в авиационной отрасли.



Требования к участникам закупки

1. Наличие необходимых лицензий и сертификатов:
Участник обязан иметь действующую лицензию ФСБ России на осуществление деятельности по разработке, производству, ремонту и реализации шифровальных (криптографических) средств (если это касается соответствующего оборудования).
Наличие сертификата (аттестата) авиационной организации, выданного Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация), или сертификата эксплуатанта. Для поставщиков запчастей – свидетельства о утверждении типа воздушного судна или сертификаты на ВС.
Для выполнения работ по ТОиР – сертификат на право выполнения соответствующих видов работ (технического обслуживания и ремонтов), выданный Росавиацией.

2. Опыт и квалификация персонала:
Заказчик вправе требовать подтверждения опыта успешного выполнения аналогичных контрактов за предыдущие периоды (обычно 3-5 лет).
Наличие в штате сотрудников с необходимой квалификацией, подтвержденной сертификатами и дипломами (например, авиационные инженеры, техники, специалисты по неразрушающему контролю).

3. Материально-техническая база:
Участник должен подтвердить наличие собственных или арендованных производственных мощностей, оборудования, специальных инструментов и помещений, необходимых для выполнения работ или хранения запчастей в соответствии с авиационными правилами.

4. Членство в СРО и финансовые гарантии:
Для некоторых видов работ может требоваться членство в саморегулируемой организации (СРО).
Подтверждение финансовой устойчивости (отчетность по РСБУ или МСФО) и отсутствия признаков банкротства.

5. Требования по 44-ФЗ и 223-ФЗ:
Отсутствие участника в реестре недобросовестных поставщиков (РНП).
Отсутствие ограничений на участие в закупках по решению суда.
Соответствие дополнительным требованиям, установленным в извещении о закупке (например, для субъектов малого и среднего предпринимательства – СМСП).



Требования к документации

1. Сертификаты и разрешительная документация на продукцию:
Для авиазапчастей: Обязательно наличие Сертификата летной годности (СЛГ) или Формы 1 по стандарту ASA-100, подтверждающих происхождение, качество и пригодность детали к эксплуатации на воздушных судах. Для запчастей российского производства – сертификаты соответствия требованиям Авиационных правил (АП).
Для материалов и химических веществ: Паспорта качества, сертификаты соответствия, техусловия (ТУ).

2. Техническая документация:
Технические паспорта, руководства по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию на русском языке или с переводом.
Каталоги деталей (Illustrated Parts Catalogue - IPC).
Инструкции по проведению работ (например, Руководство по техническому обслуживанию – MMM).

3. Коммерческое предложение:
Детализированная спецификация с указанием партномеров (P/N), серийных номеров (S/N), названий производителей (OEM).
Четкое указание сроков поставки или выполнения работ (с учетом таможенного оформления для импортных запчастей).
Условия гарантии на поставленные запчасти и выполненные работы (срок, объем обязательств).

4. Документы, подтверждающие происхождение и легальность:
Для избежания рисков поставки контрафактной продукции запчасти должны иметь прослеживаемую историю (traceability). Требуются документы, подтверждающие цепочку поставок от производителя.

5. Таможенная документация (для импорта):
Декларация на товары, сертификаты происхождения, инвойсы, упаковочные листы.
Разрешительные документы от Росавиации на ввоз авиационной техники.

Соблюдение всех перечисленных требований является критически важным для допуска к участию в закупке и последующего успешного выполнения контракта в сфере авиационных ТОиР и поставок запчастей в России. Непредоставление или несоответствие хотя бы одного документа может служить основанием для отклонения заявки.

Специфика технических заданий и оценки заявок

При организации закупок авиационных запчастей, обслуживания и ремонта (ТОиР) в России формирование технического задания и оценка заявок имеют ряд существенных особенностей, обусловленных как нормативными требованиями, так и отраслевой спецификой.



Особенности технического задания (ТЗ)

1. Нормативное регулирование:

2. Технические требования:

3. Логистические условия:



Специфика оценки заявок

Критерии оценки:
1. Ценовой критерий (максимальный вес - 60% в соответствии с 44-ФЗ)
- Сравнение начальной максимальной цены контракта
- Анализ обоснованности предложенной цены

2. Качественные критерии:
- Наличие необходимых сертификатов и разрешений
- Опыт выполнения аналогичных работ/поставок
- Квалификация персонала поставщика
- Качество технического предложения

Особенности для авиационной отрасли:



Проблемные аспекты

Импортозамещение:

Технические сложности:

Рекомендации:

Эффективное формирование технического задания и грамотная оценка заявок являются критически важными элементами успешного проведения закупок в сфере авиационных запчастей и ТОиР, обеспечивая баланс между ценовой эффективностью и требованиями авиационной безопасности.

Основные риски и методы их минимизации

ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ РИСКИ И МЕТОДЫ ИХ МИНИМИЗАЦИИ

4.1. Классификация рисков в сфере поставок авиазапчастей и ТОиР в России

При организации поставок авиационных запчастей, технического обслуживания и ремонта в Российской Федерации участники рынка сталкиваются со специфическими рисками, которые можно классифицировать следующим образом:

1. Правовые и регуляторные риски:

2. Производственные и технологические риски:

3. Логистические и операционные риски:

4. Финансовые риски:

4.2. Методы минимизации рисков

4.2.1. Правовые и регуляторные риски

4.2.2. Производственные и технологические риски

4.2.3. Логистические и операционные риски

4.2.4. Финансовые риски

4.3. Особенности управления рисками в современных условиях

В текущих экономических условиях особое значение приобретают:

Эффективное управление рисками в сфере авиазапчастей и ТОиР требует комплексного подхода, сочетающего традиционные методы риск-менеджмента с адаптацией к специфическим российским условиям и текущей экономической ситуации.

Особенности обеспечения заявок и исполнения контракта

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЯВОК И ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА

3.1. Обеспечение заявок на участие в закупках

При проведении закупок авиационных запчастей, работ по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) в соответствии с законодательством РФ (преимущественно по 44-ФЗ и 223-ФЗ) участники обязаны предоставлять обеспечение заявки. Размер обеспечения составляет от 0,5% до 5% начальной максимальной цены контракта (НМЦК) в зависимости от способа закупки.

Для авиационной отрасли характерны следующие особенности:

3.2. Обеспечение исполнения контракта

Размер обеспечения исполнения контракта варьируется от 5% до 30% НМЦК. В авиационной среде часто применяются повышенные ставки обеспечения в связи:

Альтернативными формами обеспечения могут выступать:

3.3. Специфика исполнения контрактов в авиационной отрасли

Ключевые особенности исполнения контрактов на поставку авиазапчастей и проведение ТОиР:

3.3.1. Сертификация и лицензирование:

3.3.2. Технические требования:

3.3.3. Логистика и таможенное оформление:

3.4. Контроль исполнения контракта

Приемка выполненных работ/поставленных запчастей осуществляется с привлечением:

Особое внимание уделяется:

3.5. Ответственность сторон

За нарушение условий контракта предусмотрены:

Особенностью российской практики является возможность применения мер ответственности в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков при существенных нарушениях условий контракта.

Стратегия подготовки выигрышного предложения



Понимание российской специфики закупок

При подготовке предложения на поставку авиазапчастей и услуг ТОиР в России необходимо учитывать особенности национального законодательства и практики:

Нормативная база:



Ключевые элементы успешного предложения

1. Техническое соответствие

2. Ценовая стратегия

3. Логистические преимущества

4. Техническая поддержка



Документальное сопровождение

Обязательные документы:



Работа с репутацией



Риск-менеджмент



Ключевые факторы успеха

1. Локализация - наличие производственных или сборочных мощностей в РФ
2. Импортозамещение - предложение альтернатив санкционным компонентам
3. Партнерство - готовность к технологическому сотрудничеству
4. Гибкость - адаптация под меняющиеся требования регуляторов

Правильно выстроенная стратегия подготовки предложения позволяет не только выиграть конкретный тендер, но и создать долгосрочные партнерские отношения с российскими авиапредприятиями.

Правовое регулирование и отраслевые стандарты

ГЛАВА 4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ СТАНДАРТЫ

4.1. Нормативно-правовая база в сфере авиационных ТОиР

В Российской Федерации деятельность по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов, а также оборот авиационных запчастей регулируется комплексной системой нормативных правовых актов. Ключевыми документами являются:

• Воздушный кодекс РФ - определяет основные требования к безопасности полетов и технической эксплуатации воздушных судов;
• Федеральные авиационные правила «Положение о техническом обслуживании и ремонте авиационной техники» (утверждены приказом Минтранса России № 104);
• Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - регулирует вопросы закупочной деятельности;
• Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
• Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4.2. Особенности закупок авиазапчастей и услуг ТОиР в России

При осуществлении закупок авиационных запчастей и услуг ТОиР российские организации руководствуются следующими принципами:

• Обязательное соответствие запчастей и выполняемых работ требованиям Авиационных правил (АП) и Рекомендаций по технической эксплуатации (РТЭ);
• Приоритет российских производителей при закупках для государственных нужд в соответствии с Постановлением Правительства № 925;
• Требования к сертификации поставщиков и исполнителей работ (наличие сертификатов типа, сертификатов эксплуатанта, сертификатов организации ТОиР);
• Обязательная проверка происхождения и легальности авиазапчастей (борьба с контрафактной продукцией).

4.3. Система сертификации и допусков

Деятельность в сфере ТОиР в России требует получения соответствующих разрешений:

• Сертификат организации по техническому обслуживанию и ремону (выдается Росавиацией);
• Сертификат типа на воздушное судно и его компоненты;
• Допуск к выполнению конкретных видов работ (формуляры, технические условия);
• Сертификаты соответствия на запасные части (включая обязательную сертификацию по системе ГОСТ Р).

4.4. Отраслевые стандарты и технические требования

Ключевыми отраслевыми стандартами являются:

• Авиационные правила АП-145 «Организации по техническому обслуживанию и ремону авиационной техники»;
• Авиационные правила АП-21 «Сертификация авиационной техники и связанных с ней продуктов»;
• Стандарты ЕАСУ ОСТ 1, ОСТ 54, ОСТ 100;
• Технические регламенты Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных и авиационных дорог»;
• Международные стандарты, признанные в России (FAR, EASA Part 145, ISO 9001).

4.5. Особенности таможенного регулирования

Импорт авиазапчастей в Россию сопровождается:

• Таможенным оформлением с предоставлением разрешительной документации;
• Уплатой таможенных пошлин и НДС;
• Подтверждением соответствия техническим регламентам;
• Оформлением сертификатов происхождения товаров.

4.6. Перспективы развития регулирования

В настоящее время наблюдается тенденция к:

• Ужесточению требований к качеству и безопасности авиационных компонентов;
• Развитию системы электронных паспортов на авиазапчасти;
• Внедрению цифровых платформ для отслеживания жизненного цикла компонентов;
• Гармонизации российских стандартов с международными требованиями.

Соблюдение установленных правовых норм и отраслевых стандартов является обязательным условием для легального осуществления деятельности в сфере ТОиР и оборота авиазапчастей в Российской Федерации."

Cookie и Яндекс.Метрика помогают нам делать сайт удобнее.